Контроль за качеством ремонта квартиры

ремонт в 1-комнатной хрущевке

Само собой разумеется, что как бы компетентен не был ваш подрядчик и сколь скрупулезно не был бы подготовлен проект, совершенно без вашего участия в процессе ремонта обойтись не удастся. Да и сами вы вряд ли захотите оставить вложенные средства совсем без присмотра и полностью устраниться от формирования облика вашего будущего дома. Здесь становится важным правильно определить характер и степень вашего участия - чтобы, с одной стороны, держать руку на пульсе, а с другой стороны, не обременить себя излишним погружением в вопросы, за возможность не вникать в которые вы, собственно, и заплатили.

Если вы работаете с отдельными специалистами, вам придется вникать буквально во все. Чтобы опубликовать полный список проблем и вопросов, с которыми вам придется столкнуться, потребуется объем нескольких машинописных страниц. Вам придется составить график работ и привязать к нему график снабжения, самостоятельно решать вопросы о применении той или иной технологии, разрешать неизбежные конфликтные ситуации, возникающие на стыке интересов рабочих, выполняющих различные операции.

То есть вам придется реально управлять всем процессом вашего ремонта и освоить на практике как минимум две строительные специальности - прораба и снабженца. От ваших успехов в освоении этих профессий и будет, в конечном итоге, зависеть качество и стоимость вашего ремонта. Здесь мы вряд ли сможем вам порекомендовать что-то конкретное, т.к. никакие советы не помогут вам избежать всех возможных ошибок. Можно лишь посоветовать не использовать этот вариант для комплексного ремонта и применять его только в том случае, когда вы собрались сделать косметический или частичный ремонт без особых сложностей. И еще. Постарайтесь нанять действительно высококлассных и хорошо оплачиваемых специалистов - в данном случае, это только сэкономит ваши деньги.

1. Комплексная бригада

При работе с комплексной бригадой круг ваших проблем значительно сузится. Особенно если бригадир согласится взять на себя функции снабженца. Здесь главенствует довольно простое правило: один заказчик - один подрядчик. Это означает, что, и с вашей стороны, и со стороны бригады, должен существовать один и только один полномочный представитель. Ни в коем случае нельзя напрямую, минуя бригадира, давать какие-либо поручения и задания рабочим. Точно так же нельзя допустить, чтобы кто-то, кроме вас лично, мог отдавать какие-либо распоряжения по вопросам ремонта. Настоятельно рекомендуем не ограничиваться ни в чем словесной договоренностью и фиксировать все на бумаге. Изначально должна быть составлена качественная строительная смета, или калькуляция (см. п.3 Цены и сроки) и договор, определяющий все нюансы ваших отношений с бригадой. В процессе ремонта очень полезно держать на объекте общую тетрадь, куда будут заноситься все задания, поручения и изменения, возникшие в ходе работ. Даже если эти документы не будут иметь серьезной юридической силы, они могут существенно облегчить вам решение различных спорных вопросов, помогут избежать разночтений и создадут у подрядчика чувство ответственности за соблюдение ваших договоренностей.

2. Пооперационная проверка

Контроль качества работ лучше осуществлять пооперационно. Не стоит лезть под руку строителям, когда они делают свою работу. Этим вы вряд ли поспособствуете улучшению качества - скорее наоборот. Лучше заранее договориться с бригадиром о времени окончания каждой операции и проверить качество ее выполнения в завершенном виде. Особое внимание следует обратить на скрытые и подготовительные работы - от грамотности их выполнения в наибольшей степени зависит конечный результат. Если на вашем объекте делается гидроизоляция, - обязательно проверьте качество ее выполнения до того, как она будет скрыта последующими работами. Электромонтажные работы должны быть зафиксированы на бумаге, а лучше сфотографированы, чтобы в дальнейшем, при возникновении вопросов было ясно, где в стене спрятана проводка. При проверке качества выполнения кирпичной кладки, стяжки или штукатурки не стесняйтесь пользоваться уровнем и отвесом. Обязательно задавайте вопросы, если вам что-то непонятно и добивайтесь внятных ответов. Даже если вы реально не в состоянии проконтролировать качество работ должным образом, все это настроит ваших рабочих на серьезный лад и предохранит от искушения спрятать брак.

3. Выбрать ответственное лицо

Все ваши вопросы должны быть адресованы только бригадиру и ответы вы должны получать только от него. Избегайте предоплаты работ. Поскольку при работе с бригадами сложно обойтись без некоторого авансирования, следует соблюдать несколько простых правил. Во-первых, до фактического начала работ никаких выплат (кроме как на закупку материалов) вообще не производится. Во-вторых, аванс не должен превышать стоимость фактически выполненного объема работ и 30% от общей стоимости операции. В-третьих, оплата по завершении каждой операции не должна превышать 80% от ее стоимости - остаток выплачивается только после сдачи всего объекта. Всегда помните, что в любой момент вы можете оказаться в ситуации, когда работа и материал испорчены, значительная часть денег выплачена, а рабочие исчезли или просто не в состоянии возместить вам причиненный ущерб.

4. Ремонтно-строительная фирма

Если в качестве подрядчика вы выбрали ремонтно-строительную фирму, ваша задача сводится, в основном, к контролю ваших финансовых отношений. Конечно, не следует упускать возможность побывать на объекте и убедиться, что все идет как надо. Тревожными симптомами могут стать приостановка работ или уменьшение количества рабочих, задействованных в ремонте. В этом случае нужно немедленно потребовать от подрядчика объяснений. Нелишним будет и пооперационный контроль качества, но при отсутствии у вас достаточного для его осуществления времени он не столь обязателен. Следует так же неукоснительно соблюдать правило один заказчик - один подрядчик. Изначально определите, с кем из должностных лиц вы будете решать все проблемы и решайте их только и только с ним. Разумеется, следует оговорить и то, что со стороны заказчика только вы полномочны принимать решения. Поскольку ремонтно-строительные организации самостоятельно решают вопросы с обеспечением своих объектов общестроительными материалами, здесь у вас не возникнет никаких проблем. Что касается подбора отделочных материалов, то вполне разумным будет воспользоваться здесь консультациями вашего подрядчика или дизайнера.

5. Приемка работ

Вот наступил долгожданный момент. Все работы завершены и подрядчик сообщает вам о том, что он готов к сдаче объекта. Как принимать работу? На что обратить внимание? Прежде всего, приемку работ следует проводить только в чистом, убранном помещении. Объект должен быть освобожден от строительного мусора. Инструменты и оборудование строителей должны быть вывезены. Сдавать вам объект должен тот, кто непосредственно руководил процессом ремонта - бригадир комплексной бригады или инженер, курировавший работы от лица строительной организации. Если вы пользовались услугами дизайнера интерьеров по авторскому надзору, то ему тоже надлежит присутствовать при сдаче-приемке.

К моменту сдачи-приемки работ подрядчик может составить акт выверки взаиморасчетов, в котором указываются фактически выполненные объемы работ, затраты материалов и другие расходы. Этот документ будет служить основанием для проведения окончательных взаиморасчетов и требует не меньшего внимания, чем первоначальная смета. Допускается наличие в этом акте дополнительных работ, вызванных необходимостью устранения скрытых дефектов или выполненных непосредственно по вашему поручению. Если же в акте выверки неожиданно обнаруживаются забытые при первоначальном осмечивании работы, вы вполне вправе потребовать у подрядчика разъяснений по этому поводу. Разумеется, совершенно недопустимым является увеличение подрядчиком единичных расценок на какую-либо операцию, если это не продиктовано ее возросшей сложностью и предварительно не согласованно с вами.

Мы не будем останавливаться на отделочных работах, оценка качества которых производится визуально. Здесь все достаточно очевидно и не требует особых комментариев. Отметим лишь, что все окрашенные поверхности должны быть окрашены равномерно, стыки обоев не должны явно просматриваться с расстояния 3-х шагов, лаковые покрытия должны лежать ровно и не иметь посторонних включений. При простукивании керамической плитки под ней не должно обнаруживаться пустот (особенно это касается напольной плитки), швы между плитками должны иметь одинаковую толщину и быть аккуратно затерты. Необходимо проверить работу систем водоснабжения и слива, убедиться, что запорные краны, перекрывают все имеющиеся магистрали.

Также следует проверить работу электрических сетей. Сделать это легко, с помощью любого электроприбора, который последовательно подключается к каждой розетке. Особое внимание нужно обратить на работу заземления - это вам должен продемонстрировать подрядчик при помощи тестера. Работу слаботочных сетей (телевизионной антенны и телефона) можно проверить также при помощи тестера, или подключив соответствующие приборы. Выключатели освещения должны работать мягко (при отделочных работах в механизм может попасть пыль). Двери и окна должны открываться и закрываться легко, без скрипа. Паркет так же не должен скрипеть при ходьбе. Рулонные напольные покрытия должны лежать ровно, при ходьбе не должны ощущаться неровности и вздутия. Накладные порожки, соединяющие разнородные напольные покрытия должны быть плотно притянуты и не хлопать, когда на них наступаешь.

Все ваши замечания должны быть письменно зафиксированы. По результатам первичной сдачи-приемки работ должна быть составлена дефектная ведомость, подписанная как заказчиком, так и подрядчиком. На основании этого документа определяются сроки устранения всех замечаний, а при невозможности их устранения - способы и размеры компенсации за обнаруженные дефекты.