Наиболее популярными отопительными приборами, которые одновременно способствовали осуществлению вентиляции помещений, были камины и печи, причем камины являются отопительными приборами с более длинной историей, чем собственно печи, хотя на протяжении своего существования основные изменения в работе камина касались прежде всего технологии его обустройства.
В течение стилевых изменений в архитектуре и строительстве такие изменения коснулись и внешнего убранства, и формообразования отопительных приборов, причем наряду с функциональными печами возник и разновидность чисто декоративных, бутафорских отопительных приборов без выполнения функций обогрева и вентиляции помещений.
Перечислим прежде всего собственно печи как отопительные приборы, принцип работы которых основан на отдаче тепла от сжигаемого в закрытом пространстве топлива, полученного из оболочки обогреваемой изнутри:
Менее распространенными в XIX-ХХ вв. были лежанки – верхние части очага и пекарни печи, т.н. голландские печи, рассчитанные на разжигание один раз в сутки и медленную отдачу тепла в помещение. Печи получили различные формы в плане: самой распространенной была прямоугольная форма (прямоугольные средостения и угловые печи), угловая форма, диагональная форм, круглая или многоугольная. Как правило, печи, каминные печи или камины устраивались в толще стены и состояли из топки, отверстия и дымохода над ним, а также воздуховода (вмятины, продуха), приток которого регулировался заслонкой.
Кроме чисто функционального назначения, отопительные приборы имели также и декоративно-эстетическое значение, часто превращаясь в ненастоящие произведения искусства. Лицевые поверхности печей, каминных печей и каминов облицовывались природным камнем, украшались изразцами различных типов, лепными украшениями, реже - облицовывались деревом или сразу несколькими видами упомянутых материалов. Отдельную группу составляли металлические печи. Кстати, менялось не только внешнее оформление и форма печей и каминных печей, но и изменения происходили и в их работе, в частности варьировалась и форма дымохода в разрезе (квадратная, прямоугольная, овальная, круглая), разнообразными были негорючие материалы для изготовления дымоходы (кирпич, сталь, керамика).
Интересными для рассмотрения является печи так называемого «финского национального романтизма» – «северного модерна», принципиально отличаются от форм и отделки традиционных печей своей формой, пропорциями и декоративной отделкой (рис. 1, 2, 3). Расцвет этих печей приходится на 1901-1905 годы, хотя они выпускались на финских заводах «Або», «Арабиа», Андстена и на Гресвикенском заводе до 1917 года.
К сожалению, в нашей стране печи национального романтизма пенных стран известны мало, тогда как эти отопительные приборы оставляют много загадок для исследователей, ведь до сих пор не было проведено исследований, чем связано такое кардинальное изменение формы и как это отразилось на внутреннем устройстве печей и каминных печей «национального романтизма». Именно в национальном романтизме появились нетипичные трапеционные, ступенчатые, стилизованные под народную печь печи, печи-«обелиски», прямоугольные печи измененных пропорций, с внешней отделкой из грубого серого карельского гранита, цементной штукатуркой и характерным скульптурным рельефом в виде хвои с шишками, медведей, змей, сов, филинов, солнца. Исследователям отопительных приборов времени «национального романтизма» – «северного модерна» стоит задуматься, что было первичным, а что вторичным. Оказала ли форма влияние на принцип работы печей, или наоборот изменения в конструкции печей повлияло на внешние изменения, или все зависело исключительно от вкусов архитектора.
Ещё издавна человечество отдавало предпочтение возобновляемым источникам...
При строительстве индивидуального жилого дома или его реконструкции, при...
Газовые котлы, в особенности гравитационные, не всегда способны развивать проектную мощность. Порой в этом ...
Возможно вас заинтересует
Ремонт квартир в Самаре ᛉᚠ — 2012 - 2020 © dompokrov.ru